Выделяют 6 максим (правил) вежливости.

Ø Максима такта._______________________________________________

Ø Максима великодушия.________________________________________

Ø Максима одобрения.__________________________________________

Ø Максима скромности._________________________________________

Ø Максима согласия.____________________________________________

Ø Максима симпатии.___________________________________________

Задание 5. Определите, какой максиме кооперации соответствует каждая из данных ситуаций.

Вопрос сформулирован неверно, неточно.______________________________

Высказывание содержит больше (или меньше) информации, чем требуется._________________________________________________________

Фраза двусмысленна, допускает двоякое толкование._____________________

Собеседник переводит разговор все время на тему, интересную только ему. __________________________________________________________________

Вы сообщаете непроверенную информацию.____________________________

Высказывание чересчур длинное, запутанное.___________________________

В речи употреблено много непонятных слов.____________________________

Высказывание изобилует ненужными подробностями.____________________

Задание 6. Определите, о каких максимах вежливости говорят данные утверждения.

Не обременяйте собеседника своими проблемами _______________________

Будьте сдержанны в оценочных суждениях.____________________________

Не требуйте извинений и покаяний. ___________________________________

Формулируйте побуждение не как команду, а как совет._________________

Тактично отказывайтесь от похвал в свой адрес._________________________

Не вставайте в оппозицию к собеседнику без веских оснований.____________

Больше хвалите собеседника._________________________________________

Умейте отказываться от конфликта в пользу сохранения коммуникации.

__________________________________________________________________

Выражайте симпатию собеседнику.____________________________________

Уважайте границы личной сферы собеседника. _________________________

Не вынуждайте собеседника связывать себя обещаниями, клятвами. __________________________________________________________________

Задание 7. Среди данных ниже фраз найдите такие, которые неуместны в официально-деловой речи культурного человека. Какие максимы вежливости нарушаются в каждом конкретном случае или, наоборот, какие максимы вежливости соблюдаются?

1. Я не сомневаюсь в Вашей добропорядочности, но есть общепринятый порядок.___________________________________________________________

2. Не могли бы Вы помочь молодому сотруднику справиться с этим заданием? ________________________________________________________

3. Я сомневаюсь в Вашей добропорядочности, да и общепринятый порядок есть.______________________________________________________

4. Мы вынуждены отказаться от вашего предложения.______________________________________________________

5. Ваше предложение интересное, но в данный момент, к сожалению, мы не можем принять его.______________________________________________

6. Вы допустили грубейшую ошибку, и Вам нет никакого оправдания.________________________________________________________

7. Вы допустили ошибку, и я боюсь, что в связи с этим у Вас возникнут неприятности._____________________________________________________

8. Как Вы, человек с опытом, могли так опростоволоситься?________________________________________________

9. Я не могу поверить, что это случилось с Вами! У Вас такой опыт.____________________________________________________________

10. Не переживайте за меня, я смогу справиться с данной ситуацией._________________________________________________________

11. Вы должны пообещать мне, что такой провал больше не повторится._______________________________________________________

12. Я всегда хорошо относился к вам. И даже сейчас, когда наши дела обстоят из рук вон плохо, я не склонен винить Вас._______________________________________________________________

Задание 8. Прочитайте текст.

Кроме максим кооперации и вежливости, Вам, как будущим специалистам, полезно знать основные тактики общения. К ним относятся:

Ø понимающее общение;

Ø принижающе-уступчивое общение;

Ø директивное общение;

Ø защитно-агрессивное общение.

Раскройте содержание каждой из тактик. Подумайте и ответьте на вопрос: Какие тактики являются неэффективными, а, следовательно, и недопустимыми в коммуникации?

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 9. Определите, какие тактики общения иллюстрируют данные фразы?

1. Ты – мой секретарь, и нечего мне тут вставлять палки в колеса!____________________________________________________________

2. Ты, Иван Иванович, молодец, с таким заданием справился!_________________________________________________________

3. Я прав и не желаю слушать Вас. Или Вы соглашаетесь со мной, или я откланиваюсь.______________________________________________________

4. Что вы мне тут нюни распустили? Это дома перед мужем будете слезы лить! Ну, ладно. На этот раз я вас прощаю.__________________________________________________________

5. Что вы за партнер? Мы не желаем с вами сотрудничать!_____________________________________________________

6. Встреча была назначена на 17.00. Вы опоздали. Вините себя, что так произошло.________________________________________________________

7. Я здесь хозяин. И мое слово – закон. _____________________________

8. Я понимаю ваше состояние. Но нужно успокоиться. _______________

Задание 10. Определите, какой прием начала беседы (снятие напряженности, зацепка, стимулирование игры воображения, прямой подход к делу) иллюстрируют данные фразы.

1. Давайте обсудим перспективы нашего сотрудничества._____________

2. Есть ли у Вас конкретное предложение?___________________________

3. Я очень рад встрече с Вами. Сколько времени прошло со дня нашей последней встречи?_____________________________________________

4. Вы еще не готовы ответить на наше предложение? Вы только представьте себе перспективы вашего карьерного роста!______________

5. Вы сегодня выглядите великолепно!_______________________________

6. У нас Вами есть общий знакомый. ________________________________

7. Давайте определим приоритеты нашего делового сотрудничества.________________________________________________

Задание 11. О каких коммуникативных качествах речи и поведения говорится в данных пословицах и поговорках?

1. Красную речь красно и слушать.___________________________________

2.Недолгая речьхороша, а долгая – поволока._________________________

3. Из пустого в порожнее переливает._________________________________

4. Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.________________________

5. Добра не мыслишь – и худа не говори.________________________________

6. Бормочет, что глухарь.____________________________________________

7. Ласковое слово - что весенний день. _________________________________

Задание 12. Сравните два варианта возражения. Какой из этих способов выражения несогласия вежливее? Обоснуйте свою точку зрения, оперируя максимами вежливости.

1. Это не так. – Это не совсем так________________________________

2. Я с Вами не согласен. - Не могу с Вами согласиться_________________

3. Не разделяю ваших убеждений. – Вы часто бываете правы, но в данном случае я не могу разделить ваших убеждений___________________________

4. Это невозможно! – На мой взгляд, этот проект трудно осуществить______________________________________________________

5. Это же абсурд! – Извините, но, мне кажется, вы не называете всех обстоятельств дела.________________________________________________

6. Ваши условия принять нельзя. – Позвольте поразмыслить над вашими условиями._________________________________________________________

Задание 13. Мы часто высказываем критические замечания. При этом одни замечания воспринимаются нами с благодарностью, другие же вызывают чувство обиды. От чего это зависит? Какие из данных критических замечаний, на Ваш взгляд, являются наиболее обидными? Определите, какие формы критических замечаний приведены.

1. Ничего, не огорчайтесь, в следующий раз у вас все получится.________________________________________________________

2. Ну, что же вы так? Я так на вас рассчитывал!______________________________________________________

3. Вы знаете, я тоже раньше допускал такие ошибки.___________________________________________________________

4. Работа сделана хорошо, но не для этого случая.____________________________________________________________

5. Как?! Вы не сделали? Не ожидал.________________________________

6. Я хорошо понимаю вас, но и вы поймите меня: ведь дело не сделано.___________________________________________________________

7. Я очень сожалею, что дело не сделано.____________________________

8. Что же вы сделали так неаккуратно? И не вовремя?__________________________________________________________

Задание 15. У каждого народа сложились свои традиции общения, которые нужно учитывать при деловом общении. Опишите их.

Для англичан характерно:__________________________________________

__________________________________________________________________

Для японцев характерно:___________________________________________

__________________________________________________________________

Для американцев характерно:_______________________________________

__________________________________________________________________

Для русских характерно:___________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 16. Комплименты делают для того, чтобы сделать человеку приятное, создать хорошее настроение, вызвать добрые возвышенные чувства. Помните, что особенностями комплимента являются краткость, афористичность, лаконическое изящество. Произносить комплименты надо искренно, с интонацией похвалы, одобрения и обязательно глядя на того, кого Вы хвалите. Принято считать, что говорить надо правду. Согласны ли Вы с этим? Проверьте себя, владеете ли вы искусством делать комплименты. Напишите о результатах. Если результат отрицательный, то проанализируйте причины неудачи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверим грамотность!


0385551162367303.html
0385593379301187.html
    PR.RU™